Организация деятельности прокуратуры, связанной с участием в рассмотрении судами уголовных дел

Примерный перечень вопросов к экзамену

История института государственного обвинения.

В России обвинительный процесс характерен для раннего феодализма. Наиболее интересным правовым документом Древнерусского государства был сборник правовых норм, называемый "Русской Правдой". Уголовное преследование возбуждалось, как правило, по жалобе (иску) потерпевшего, который собирал доказательства (свидетелей (видоков) и послухов) и сам должен был позаботиться о доставлении обвиняемого в суд. Судебный процесс представлял собой тяжбу сторон перед князем или поставленными им судьями. Создание централизованного Московского государства, так же как и в Западной Европе, сопровождается в XIV - XVII вв. возникновением процесса розыскного типа ("сыска"), который стал действовать параллельно с судом, т. е. с ординарным обвинительным, а после, с отходом от ордалий и поединков, - частно-исковым судопроизводством. В ноябре 1864 г. были утверждены и вступили в силу основные акты судебной реформы: Учреждения судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, Устав гражданского судопроизводства. Уголовный процесс по Уставу уголовного судопроизводства проникнут публичным началом, хотя сохранялись некоторые элементы частно-искового характера. Движущим началом процесса являлось государственное обвинение.Роль прокурора не сводится только к уголовному преследованию обвиняемого. Он обязан осуществлять уголовное преследование и поддерживать обвинение в суде лишь в том случае, если он убежден, что для этого имеются достаточные основания. Прокурорыдавали заключения как орган надзора за законностью по уголовным делам; опротестовывали судебные решения как к выгоде, так и к невыгоде подсудимого; в интересах законности отказывались от обвинения в суде. После судебной реформы 1864 г. в России появились государственные обвинители-суть реформы состояла в ограничении прокурорского надзора исключительно судебной областью и возложении на прокурора функции поддержания обвинения в суде.

2.Понятие «поддержание государственного обвинения».

Поддержание государственного обвинения в суде -это самостоятельная процессуальная функция уголовного преследования, осущ гос обвинителем при поддержании им государственного обвинения в суде первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Установление в законе весьма важного положения о признании виновным и о применении уголовного наказания только судом делает судебное разбирательство центральной, решающей стадией уголовного процесса, а участие прокурора в судебном разбирательстве — одним из важнейших участков его деятельности по надзору за исполнением законности при рассмотрении уголовных дел судами. Участие прокурора в суде является не только важной гарантией постановления судом законного и обоснованного приговора, но вместе с тем одной из форм его деятельности по предупреждению преступлений. Поддержание государственного обвинения в суде по уголовным делам является одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве. Государственным обвинителем является поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо органов прокуратуры.

Организация деятельности прокуратуры, связанной с участием в рассмотрении судами уголовных дел

Прокуратура Российской Федерации определила участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами как одно «из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры, прокурор в уголовном процессе является гарантом соблюдения прав и законных интересов лиц, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства.
Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК РФ).

Пункт 31 ст. 5 УПК к прокурорам относит Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и иных должностных лиц органов прокуратуры, участвующих в уголовном судопроизводстве и наделенных соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре. Следовательно, вопрос о том, какие должностные лица органов прокуратуры имеют полномочия прокурора должен рассматриваться не иначе как во взаимосвязи с положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Ст. 54 указанного Федерального закона под прокурором понимает Генерального прокурора РФ, его советников, старших помощников, помощников и помощников по особым поручениям, заместителей Генерального прокурора РФ, их помощников по особым поручениям, заместителей, старших помощников и помощников Главного военного прокурора всех нижестоящих прокуроров и их заместителей, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров и прокуроров.


6095798741651381.html
6095852302959772.html
    PR.RU™