ослушай и перескажи рассказ.


Цыпленок

— Не хочу один клевать я!
Пусть скорей приходят братья!

— Где ж они? — Под старой липой?

— Как зовут их? — Цыпа! Цыпа!

Г. Виеру

Еноты в магазине

Вмагазин пришли с работы Покупатели еноты, Покупать у продавца Два соленых огурца. Говорит им продавец:

—Две копейки огурец.

—Дайте нам по огурцу.

—Заплатите продавцу.
Очень точно. Молодцы!
Забирайте огурцы!

Э. Мошковская


* * *

Лена Синицина — танцовщица. Она живет в казацкой станице. Ее пригласили танцевать в Москву на сцене театра. Лена приехала в столицу и поселилась в гостинице. На репетицию в театр она ехала на метро. Ей очень понравилась лестница-чудесница, которая медленно, как гусеница, тянется сверху вниз и снизу вверх. После репетиций Лена как синица ле­тает по музеям. А вечером — по магазинам: надо купить гостинцы своим родным и друзьям в станице. Маме она купила сахарницу, сестрице — си­тец на платьице, подружкам — кольцо и зеркальце. После концерта Лена вернется в станицу с целым ворохом гостинцев.

* * *

Свинцовые тучи закрыли солнце. В лицо дует ветер, и глаза засыпа­ются частицами пыли. Мы с сестрицей хлопаем ресницами, чтобы глаза могли очиститься от пыли, и закрываем лицо руками. Все прячется перед грозой. Гусеница спешит укрыться листком, синица пытается найти сво­бодное дупло. Лисица прячется в норку, а красавец-л ось мчится подальше


в лес, где деревья не так сильно качаются и гнутся на ветру. Кажется, что сейчас на нас выльется целое море. И мы с сестрицей спешим укрыться от грозы под навесом старой церквушки.

* * *

Мой братец Саня — суворовец. Он учится в военном училище в столи­це. В суворовской форме он просто красавец. Саня каждый месяц стара­ется прислать нам письмецо. Саня — молодец, учится на отлично. Из него получится настоящий боец. Братцу очень нравится учиться. Он говорит, что тот глупец, кто не хочет учиться. Ленивец не получит ценные знания, и из него самого ничего не получится, ему нечем будет гордиться.

* * *

У нас в доме есть жилец. Мы его зовем старцем. У него очень доб­рое лицо. Когда-то он был кузнецом, а теперь у него больное сердце. Ему тяжело спуститься и подняться по лестнице. Он старается ступать мед­ленно и крепко держится за перила. Если он хочет отправить письмецо в станицу к своему братцу, ему приходится звать мою сестрицу. Сестрица старается всегда помогать нашему старцу. За это старец подарил ей как-то старинное кольцо.


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ (С—3)

1. Повтори слоги:

а)[С-3] СА-ЗА ЗА-СА в) [С-С] СА-СЯ СЯ-СА

СЫ-ЗЫ ЗЫ-СЫ СЫ-СИ СИ-СЫ

СЭ—ЗЭ ЗЭ—СЭ СЭ—СЕ СЕ—СЭ

СО—30 30—СО СО—СЁ СЁ—СО

СУ-ЗУ ЗУ-СУ СУ-СЮ СЮ-СУ

б)[С'-3'] СЯ-ЗЯ ЗЯ-СЯ г) [3-3'] ЗА-ЗЯ ЗЯ-ЗА

си-зи зи-си зы-зи зи-зы

СЕ-ЗЕ ЗЕ-СЕ ЗЭ-ЗЕ ЗЕ-ЗЭ

СЁ-ЗЁ ЗЁ-СЁ ЗО-ЗЁ ЗЁ-ЗО

СЮ—ЗЮ ЗЮ—СЮ ЗУ—ЗЮ ЗЮ—ЗУ


2. Повтори слова и пары слов:

а) см. слова и пары слов в приложении 5 (с. 31);

б) см. слова и пары слов в приложении 6 (с. 33);

в) см. слова и пары слов в приложении 7 (с. 34);

г) см. слова и пары слов в приложении 8 (с. 36).


3. Назови картинки.См. приложения 5, в, 7, 8 (с. 31—36).

4. Повтори фразы:

а)см. фразыв приложении 5 (с. 31).

б)см. фразыв приложении 6 (с. 33).

в)см. фразыв приложении 7 (с. 34).

г)см. фразыв приложении 8 (с. 36).

5. Вспомни фразы по картинкам. См. картинки и фразы к ним в приложе­
ниях 5, 6, 7, 8 (с. 31-36).

6. Повтори ивыучи стихи.


* * *

Осветило солнце ели, Заглянуло в сосняки — Все снежинки заблестели, Все зажглись, как огоньки.

Е. Трутнева

* * *

Разыгрался ветер На лесной поляне, Закружил осину В красном сарафане. И листок с березы Золотистой пчелкой Вьется и летает Над колючей елкой; А под елкой грузди Замостили мостик... До свиданья, елка, Приезжай к нам в гости! Е. Трутнева


Зеленая картинка

Болото зеленое в ряску одето. Склонилось над ним зеленое лето. В болоте зеленом лягушка живет, Зеленые песни подружкам поет.

В. Ланцетти

Не будь козой

Идет коза... Растет лоза,

Густой листвой одета.

Глядит коза во все глаза:

— Не для меня ли это?

Спешит коза — трещит лоза.

Козе и горя мало.

Закрыв глаза, грызет коза —

Всю красоту сжевала.

Когда, малыш, ты в сад бежишь,

Обрызганный росою,

Не рви цветов, не гни кустов,

Не надо быть козою!

П. Воронько


Зеленая песенка

В зеленом, зеленом, зеленом лесу Зеленый листок, как флажок, я несу. Зеленая шишка под елкой лежит. Зеленая музыка где-то звучит. Зеленый кузнечик в зеленой стране Играет зеленую песенку мне.

А. Строило


7. Послушай и перескажи рассказ. [С-3]

В саванне наступил сезон засухи. В воздухе висит как будто знойный занавес. Обезьяны спускаются с деревьев поближе к пересыхающим озер­цам. Звери слизывают последние капли влаги с засыхающих листьев де­ревьев. Только верблюдам удалось сделать запасы воды. Известны кара­ваны пустыни своими горбами — в них их запасы. Но скоро сезон засухи закончится и начнется сезон дождей, когда влаги будет достаточно всем зверям саванны.

* * *

Сизый селезень с самого утра пытается позавтракать. Наконец он уви­дел стрекоз над зарослями тростника. Стрекозы — славная закуска к за­втраку. Селезень незаметно подплывает к тростнику и замирает в засаде в ожидании, когда одна из стрекоз опустится вниз и сядет на тростник. Взмах крыльями... Стрекоза взлетела ввысь, а селезень промазал. С до­садой на самого себя и стрекозу селезень начинает все сызнова. Садится в засаду и ждет. Но сегодня ему не повезло. Своей неудачной охотой он распугал всех стрекоз. Придется селезню засыпать голодным.

* * *

Зоя и Саня — брат и сестра. Саня старше Зои. Саня с Зоей стоят на стуль­ях и рассматривают звездное небо. «Звезды собираются в созвездия», — рас­сказывает Саня Зое. «А как они называются?» — спрашивает Зоя. «Я знаю, что есть созвездия Стрельца и Козерога, Весов и Скорпиона, Близнецов и Львов». — «А есть созвездия Сазана или Селезня?» — спрашивает Зоя. «Нет, нету». — «Тогда я их создам и нарисую, а ты, Саня, подпишешь названия новым созвездиям! Согласен?» — спрашивает Зоя. «Согласен!» — отвечает

Саня.

* * *

Веселая это затея — запускать воздушного змея! Змей взлетает ввысь, поднимается выше осин и березок и мчится к солнышку, пугая уток и се­лезней. Вдруг нитка запутывается в березовых сучьях, и змей безжизненно повисает в листве. Никак его не достать! У детей брызнули слезы из глаз. Мимо проезжал крестьянин на повозке. Отозвался он на просьбу ребят, снял змея. И змей снова заскользил по воздуху вверх.

[С'-З']

В нашем сельском магазине можно купить все для большой семьи. Бусины в корзиночках для сестренок и кассеты для друзей; гвозди для со­седей; для нашего пса боксера-призера говяжьи кости и седло для сивого жеребца; зерна и семечки для посева; бензин для велосипеда с мотором


и керосин для газонокосилки; соленую селедку для бабуси и тесемки для кузин; пластмассовую зебру для малыша Сенечки и зимнее пальто с осен­ней курткой для себя. Вот какой у нас есть магазин в селе!

[С-С], [3-3']

Гусак ведет стайку гусят на пруд. Гусята стайкою идут за гусаком, а сза­ди за гусятами идет гусыня. Вот оса села на стебелек осоки, и все семейс­тво бросилось за осой. По пути им встретилось семейство свинок. Гусыня и гусь поздоровались со свиньей, а гусята — повозились с поросятами. Успели спрятаться в низинке от лисы с лисятами, а заодно напились бу­синок росы. На озере им попался косяк карасей. Караси — очень сытные. Позавтракав, отправились домой. Гусь обвел свое семейство вокруг силка на зайцев. Ближе к дому веселые гусята понеслись вперед гусака, и он с гусыней не спеша семенил к дому за своими шустрыми птенцами.

* * *

Сивый жеребец везет возок с хозяйкой. Хозяйка едет на базар и везет в корзинке заек и козу. В низинке, около озера, хозяйка решила остано­виться попить воды. Но около озера пасется злой козел, который чуть не забодал хозяйку. Хозяйка запрыгнула на возок и свалила с возка свои тази­ки и корзинку с зайками. Пока хозяйка грузила тазики, зайки выскочили из корзинки и разбежались: кто — по низинке, кто — в лес. Отправилась хозяйка назад без заек, но с козой и помятыми тазиками.


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ (Л—Л'), (Л—Р), (Л'—Р'), (Р—Р') . Повтори слоги:

) [Л-Л'] ЛА-ЛЯ ЛЯ-ЛА в) [Л'-Р'] ЛЯ-РЯ РЯ-ЛЯ

ЛЫ-ЛИ ЛИ-ЛЫ ЛИ-РИ РИ-ЛИ

ЛЭ-ЛЕ ЛЕ-ЛЭ ЛЕ-РЕ РЕ-ЛЕ

ЛО-ЛЁ ЛЁ-ЛО ЛЁ-РЁ РЁ-ЛЁ

ЛУ-ЛЮ ЛЮ-ЛУ ЛЮ-РЮ РЮ-ЛЮ

)[Л-Р] ЛА-РА РА-ЛА г)[Р-Р'] РА-РЯ РЯ-РА

ЛЫ-РЫ РЫ-ЛЫ РЫ-РИ РИ-РЫ

ЛЭ-РЭ РЭ-ЛЭ РЭ-РЕ РЕ-РЭ

ЛО-РО РО-ЛО РО-РЁ РЁ-РО

ЛУ-РУ РУ-ЛУ РУ-РЮ РЮ-РУ


2. Повтори слова и пары слов:

а) см. слова и пары слов в приложении 9 (с. 42);


б) см. слова и пары словв приложении 10 (с. 44);

в)см. словаи пары словв приложении 11 (с. 47);

г)см. словаи пары словв приложении 12 (с. 49).

3. Назови картинки.См. приложения 9, 10, 11, 12 (с. 42—50).

4. Повтори фразы:

а)см. фразыв приложении 9 (с. 42);

б)см. фразыв приложении 10 (с. 44);

в)см. фразыв приложении 11 (с. 47);

г)см. фразыв приложении 12 (с. 49).

5. Вспомни фразы по картинкам. См. картинки и фразык ним в приложе-
ях9, 10, 11, 12 (с. 42-50).

овтори и выучи стихи.


Летний день

Было небо голубое, Было солнце золотое, На крылечке кот лежал, Мальчик деревце сажал. Время медленно текло, Было тихо и тепло.

В. Данько

Мой Лизочек(отрывок) Мой Лизочек так уж мал, Так уж мал, Что из листика сирени Сделал зонтик он для тени, И гулял, и гулял! Мой Лизочек так уж мал, Так уж мал,

Что наткать себе холстины Пауку из паутины Заказал, заказал.

К. Аксаков


* * *

Линь в глубине холодных вод Лениво, но легко плывет. Луна лучится, как латунь. Лягушкой лакомится лунь. Летит заблудшая пчела. Легла на лес ночная мгла.

В. Лунин

* * *

Ломали лед, Ломали мы. Летели клочья от зимы. Е. Благинина

Подберезовик

Он родился в день дождливый Под березкой молодой, Круглый, гладенький, красивый С ножкой тонкой и прямой.


Снегири


На ветвях, украшенных Снежной бахромой, Яблоки румяные Выросли зимой.


Яблоки по яблоне Весело снуют. Гусениц мороженых Яблоки клюют.



Детство

Вот моя деревня, Стоя надо мной,

Вот мой дом родной; Весело хохочут

Вот качусь я в санках Над моей бедой.

По горе крутой; Все лицо и руки

Вот свернулись санки, Залепил мне снег...

И я на бок — хлоп! Мне в сугробе горе,

Кубарем качусь я А ребятам смех.
Под гору в сугроб.
И друзья-мальчишки, И. Суриков

7. Послушай и перескажи рассказ. [Л-Л']

Лена на земле в зарослях полыни отыскала светлячка и позвала Слав Слава зажал светлячка в кулачке, а потом положил его в шляпу. Светля чок забрался в дальний уголок шляпы и засветился. Дети с улыбкой на блюдали за светлячком. Потом Лена и Слава решили отпустить его. Слав посадил светлячка на лист земляники, и на прощание дети помахали ем рукой.

Какое самое злое животное? Волк. А какое самое сильное животное Слон. Действительно, слон очень силен. Слон может раздавить свое] ногой-столбом любую шлюпку, как скорлупку. Длинным хоботом ело] может поднимать тяжелые бревна. Не страшны слону-великану львиньп клыки. Львы сами боятся слона. А ест силач-великан листья. Слон силь ный и добрый, жалко только, что улыбаться слон не умеет.

[Л-Р]

Ира всегда боялась комаров. Как-то ее в руку укусил комар. Ира — I плач. Прибежал старший брат: «Что случилось?» «Меня комар укусил», -плачет Ира. Убил брат комара. «А что ж ты сама его не хлопнула?» — «У него жало острое, как игла, вдруг еще глубже застряло бы?» — плаче! Ира. Рассмеялся брат: «Это осы и пчелы жало оставляют, а комара надс хлопать рукой, как только он сел. Поняла?» — «Поняла», — всхлипнула Ира.

Пров возвратился домой из школы и решил заняться работой по дому. Пров сварил плов и борщ, натер полы и подмел метлой три метра ковро­вых дорожек. Собрал рассыпанные в чулане шурупы, покормил голубей в голубятне. Вот как умело и быстро справился с делами. Теперь можно и


поиграть, да на игру сил у Прова не осталось. Лег Пров на кровать и сразу заснул. Вот какой у мамы помощник растет.

[Л'-Р']

Марина у нас все делает наоборот: вместо клюквы принесла из сарая брюквы, вместо лямок навязала на платье тряпок. Села рисовать: вмес­то поля нарисовала море. Пошла в ларек и вместо двух фляжек накупила море пряжек. Попросили Марину принести пузырьков, побежала Марина в поле ловить мотыльков. Укладывала спать маленькую Полину, положи­ла ее под перину. Вместо соленых огурцов получились у Марины огурцы вареные. «Эх, Марина, Марина, все у тебя набекрень да наперекосяк по­лучается», — охает баба Варя. «Не все, — говорит Марина, — я знаю свое имя — Малина!» — «Вот уж и точно, малина!», — говорит бабуля.

Много интересных занятий и игр у ребятишек в детском саду. Поля полет укроп, а Боря режет бумагу. Марина говорит с Лерой, а Коля колет дрова нарисованным железным топориком. Варя варит макароны, а Оля в той же кастрюле солит вермишель. Толя строит коридор, а Рита приклеи­вает клеем нарисованные абрикосы на стенах Толиного коридора. Весело резвятся ребятишки в садике.

[Р-Н

Валерий — рыбак. Ловит рыбу на озере. Сажает червячка на крючок и ждет. На крючок попадаются и караси, и пескари, и ротаны зубастые. Вдруг из леса показались грибники. Жора и Варя все утро собирали грибы, а днем стало жарко, и пошли они по тропинке к речке искупаться. Разде­лись, сложили рюкзаки и корзины под березой — и в воду. Жора ныряет в речку с берега, а Варя плавает с кругом. Кричат, брызгаются — всю рыбу рыбаку распугали. Сидит рыбак на берегу, ворчит и ждет, когда ребятишки уйдут с реки.

Боря и Рома пошли на рыбалку. Забросили удочки, сидят на берегу и ждут. Не клюет рыбка. Подергал Рома удочку — застряла леска. «Навер­но, крючок зацепился за корягу какую-то». — «Надо нырять», — отвечает Боря. Разделся Боря, снял брюки и начал нырять, а Рома только команду­ет: «Вперед, быстрее, правее, наверх!» А рыбки в озере удивляются: рыбак, как рыбка за крючком, ныряет. Отцепил Боря крючок, вынырнул, а друга-то и нет. Выбрался на берег, смотрит, а Рома с друзьями в футбол играет. «Рома, — кричит Боря, — я твой крючок достал!» — «А ну его! У меня другие крючки есть!» — отвечает товарищ.


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ ((Л) Л'—И*)

1. Повтори слоги:

а) [Л-Й] ЛА—Я Я-ЛА б) [Л'-Й] ЛЯ-Я Я-ЛЯ

ЛЭ—Е Е-ЛЭ ЛЕ-Е Е-ЛЕ

ЛО—Ё Ё-ЛО ЛЁ-Ё Ё-ЛЁ

ЛУ—Ю Ю-ЛУ ЛЮ-Ю Ю-ЛЮ

2. Повтори слова:

а) см. слова в приложении 13 (с. 54);

б) см. слова в приложении 14 (с. 55).

* В данном случае [Й] обозначает звук (йот), который представлен также в йотированных гласных я, е, ё, ю.


3. Назови картинки.См. приложения 13, 14 (с. 54—57).

4. Повтори фразы:

а) см. фразы в приложении 13 (с. 54);

б) см. фразы в приложении 14 (с. 55).

5. Вспомни фразы по картинкам.См. картинкии фразык ним в приложе­
ниях 13, 14 (с. 54-57).


6. Повтори и выучистихи.

Это яблоневый сад, Это яблоневый сад.


* * *


Щеки яблоки надули И под листьями висят. В. Орлов


Ягодка поягодке


Собирала я в лесу Ягоду малину. Я домой не донесу Целую корзину. Ягодка по ягодке, Ягодка по ягодке — Дело продвигается, Ягод убавляется... Солнце греет горячо, Далека дорога. Не отведать ли еще

* * *

Если руки мыли вы, Если руки мыли мы, Если руки вымыл ты, Значит — руки вымыты.


Ягодок немного? Ягодка по ягодке, Ягодка по ягодке, Тают, как снежинки, Ягоды в корзинке. Закатилось солнышко, Показалось донышко, А на донышке видна Только ягодка одна. Не идти же с ней домой, Съем ее — и с плеч долой. Н. Саконская

* * *

Ели выросли в тиши, Стали ели хороши. В зимний холод и жару Зеленеет ель в бору.



* * *

Елка в блестках ледяных, В теплых слезках смоляных. Свежая, зеленая, Солнцем озаренная.

Е. Благинина


* * *

Если Енот в ежевику полез, Еле спасем от иголок его. Если же Еж в ежевику полез, То неизвестно еще — кто кого!

В. Лунин


7. Послушай и перескажи рассказ.

[Л-Й]

Ярослав пришел на лодочную станцию, взял лодку и весла к ней и пус­тился в плавание. Он представлял свою лодку старинной ладьей, а себя древнерусским воином. На нем старинное платье да кольчуга железная, а в руках у него длинное и острое копье. Волосы его выбиваются из-под шлема и развеваются на ветру, а звонкий соловей поет ему победную пес­ню. Видит Ярослав, неприятель за елями мелькает. Размахнулся и кинул копьем во врага. Попало копье... в ель. Опомнился Ярослав: а где же вес­ло? А весло копьем в елку-неприятеля улетело. Так и добирался Ярослав-воин до лодочной станции с одним веслом.

[Л'-Й]

Наш Толя — лентяй. Любит лентяй полежать в жаркий летний день под яблонькой, да яблочки поесть, да понаблюдать, как другие работа­ют. А другие работают еще как: Елена Васильевна стирает белье, Наталья лилии поливает из лейки, Юлий осиновые колья вбивает — забор новый делает. Дядя Василий — лесничий — лес охраняет. А лентяй Анатолий ле­жит, кваканье лягушек слушает, да о жизни своей думает. Звали его бли­ны с вареньем есть, а ему и встать лень. Еле-еле поднялся, до крыльца доплелся. Уставшие, но довольные смеются дачники, блины уплетая да чаем липовым их запевая. Только Толя злой и недовольный. Это лень все веселье в нем съела.


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ (Л—В)

1. Повтори слоги.
а) ЛА-ВА ВА-ЛА

лы-вы вы-лы лэ-вэ вэ-лэ ло-во во-ло

ЛУ-ВУВУ-ЛУ

2. Повтори слова.См. словав приложении 15 (с. 61).

3. Назови картинки.См. приложение 15 (с. 61).

4. Повтори фразы.См. фразыв приложении 15 (с. 61).

5. Вспомни фразы по картинкам. См. картинки и фразык ним в прило­
жении 15 (с. 61).

овтори и выучи стихи.

В ванне Сообразил(в сокращении)

Любо плавать Ване Влез кулик молодой на колоду.

В Белом море — ванне. Бултых в воду!

Только вот обидно: Вымок, вынырнул, вылез.

Берега не видно. Высох, влез на колоду

Видимость пропала — И снова в воду.

Мыло в глаз попало. Совсем кулик головой поник,

А. Шалыгин Да вспомнил кулик молодой,

Что у него крылья за спиной, — И полетел.

Г. Абрамов


Ежик***

Вот иголки и булавки Словно створки ворот,

Выползают из-под лавки. Пасть раскрыл бегемот.

На меня они глядят, Славные ворота

Молока они хотят. В гости ждут кого-то!

А. Кондратьев


6093727770947605.html
6093800860440866.html
    PR.RU™